На постоянном контроле: продукция легкой промышленности
Одним из актуальных направлений при проведении контрольно-надзорных мероприятий является реализация продукции легкой промышленности, в том числе предназначенной для детей и подростков.
Только в Минске инспекцией Госстандарта в 1 квартале 2022 года проверено 387 наименований продукции, реализуемой на рынках и в торговых центрах (проведено 38 контрольно-надзорных мероприятий, в том числе 5 проверок и 33 мониторинга).
Несоответствие требованиям обязательных технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС) установлено в 98% случаев, причем в основном в товарах импортного производства (Китай, Россия, Турция, Польша, Узбекистан, Кыргызстан и другие).
Так, отсутствовали документы о подтверждении соответствия на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия в форме сертификации и декларирования. Не соблюдались требования безопасности.
В частности, в швейных, трикотажных изделиях для детей и взрослых известных торговых марок выявлена низкая гигроскопичность (способность материала поглощать и отдавать влагу) и воздухопроницаемость материала изделий. Значения зафиксированы в 3-100 раз ниже, чем установлено нормами.
Справочно.
В изделиях швейных и трикотажных верхних, чулочно-носочных изделиях гигроскопичность материала веха изделия и подкладки составила: 1,3% при норме не менее 7% и 2,02% при норме не менее 6% – в платьях для девочек школьной и дошкольной групп, 1,8% при норме не менее 7% – в чулочно-носочных изделиях для детей, 1,6% при норме не менее 6%(для подкладки) – в куртках для детей ясельной группы; воздухопроницаемость материала изделия с покрытием из поливинилхлорида составил 1 дм³/м²с при норме не менее 100 дм³/м²с – в брюках для детей школьной группы.
В платьях женских воздухопроницаемость материала изделий составила от 41 дм³/м²с до 53 дм³/м²с при требовании – не менее 60 дм³/м²с.
Показатель «вид и массовая доля натурального и химического сырья» в материале изделия не всегда соответствовал фактическому и превышал допустимое отклонение ±5%.
В обуви детской установлены нарушения в части наличия подкладки и деталей подкладки из искусственной кожи в закрытой обуви, превышения предельного значения массовой доли химических волокон в текстильном материале подкладки более 20% для детей ясельного возраста и малодетской обуви, что по требованиям безопасности, предъявляемым к этой продукции, не допускается.
По-прежнему остается актуальной проблема с маркировкой товаров легкой промышленности. Часто отсутствовала информация о стране -изготовителе, производителе/импортере и его юридическом адресе, наименовании и назначении продукции, артикуле/модели, дате изготовления, гарантийном сроке носки, материалах верха, подкладки, подошвы, условий эксплуатации и ухода за обувью. Отсутствовал единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных инспекцией Госстандарта по Минской области и г. Минску, к реализации запрещено 296 партий продукции на сумму 170 100,40 рублей. Выданы предписания и направлены рекомендации об устранении нарушений
38 субъектам хозяйствования. Выданы предписания об изъятии из обращения 26 наименований продукции, к ввозу и обращению запрещены 18 наименований продукции. Также, на территории Республики Беларусь прекращено действие 12 документов об оценке соответствия на одежду и обувь импортного производства. Также, за указанные нарушения ответственные лица привлечены к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
Также продолжается работа по проведению контрольно-надзорных мероприятий у субъектов хозяйствования, осуществляющих реализацию продукции иностранного производства по крайне низким ценам. В результате контроля проверено 35 наименований продукции на соответствие требований технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Установлено, что 100% (35 наименований) продукции, подвергнутой контролю, не соответствовали требованиям технических регламентов по безопасности, маркировке и в части обязательного подтверждения соответствия.
По результатам контроля приняты следующие меры:
запрещена реализация 18 партий продукции на сумму 2 585,50 рублей, не соответствующих требованиям ТР ТС 007/2011 по безопасности и подлежащих обязательному подтверждению соответствия, без наличия документов о подтверждении соответствия;
запрещена реализация 17 партий продукции на сумму 1 670,60 рублей, не соответствующих требованиям ТР ТС 017/2011 подлежащих обязательному подтверждению соответствия, без наличия документов о подтверждении соответствия;
выданы рекомендации по устранению нарушений.