ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Коррупция является одной из угроз национальной безопасности страны, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией, является одной из мер обеспечения национальной безопасности.

При осуществлении работы по противодействию коррупции инспекция руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законами Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией», от 1 июня 2022 г. № 175-З «О государственной службе», Типовым положением о комиссии по противодействию коррупции, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732, и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, а также Положением о комиссии по противодействию коррупции в инспекции Госстандарта по Минской области и г. Минску (утверждено приказом инспекции от 23.01.2023 № 11) и иными локальными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики коррупционных проявлений в инспекции.

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, международно-правовой документ против коррупции, принятый на пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 года и вступивший в силу 14 декабря 2005 года (зарегистрирована в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 28.01.2009 № 3/2199)

Нормативные правовые акты

ПЕРЕЧЕНЬ коррупционных преступлений

Впервые перечень коррупционных преступлений нормативно был закреплен в совместном постановлении Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 05.04.2007 N 17/94/11 и включал 14 составов преступлений. В последующем данный перечень был пересмотрен и заменен новым, утвержденным постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 31.01.2011 N 5/8/1/34/6, который к числу коррупционных отнес уже 10 составов преступлений. Спустя почти три года постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 27.12.2013 N 43/9/95/571/57/274 был утвержден прежний перечень коррупционных преступлений, но с новым порядком его формирования. В данный перечень входят следующие составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь:
– хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210);
– легализация (“отмывание”) материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч. 3 ст. 235);
– злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 424);
– бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 425);
– превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 426);
– незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429);
– получение взятки (ст. 430);
– дача взятки (ст. 431);
– посредничество во взяточничестве (ст. 432);
– злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 1 ст. 455).

ПЕРЕЧЕНЬ коррупционных правонарушений

Коррупционными правонарушениями являются:
– вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
– принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;
– предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
– действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
– незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом части первой настоящей статьи;
– принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;
– осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
– передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами;
– использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства;
– использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;
– мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями.
Совершение указанных в части первой настоящей статьи правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.

ОГРАНИЧЕНИЯ устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к нему лиц

Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц
Государственное должностное лицо не вправе:
– заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;
– быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
– совершать от имени государственных организаций без согласования с государственными органами (организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых они входят), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать без указанного согласования совершение таких сделок иным должностным лицам;
– совершать от имени организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, в нарушение порядка, установленного законодательными актами о хозяйственных обществах, сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать совершение таких сделок иным должностным лицам;
– принимать участие лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами;
– иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами;
– выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов), использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также физических лиц, если это расходится с интересами государственной службы;
– принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;
– осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
– использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа, организации и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученные при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей.
Государственные служащие, сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.
Государственное должностное лицо обязано приостановить свое членство в политической партии, если в соответствии с законодательством выполнение государственных функций является несовместимым с принадлежностью к политической партии.
Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных частями первой-третьей и шестой настоящей статьи, привлекается к ответственности в соответствии с законодательными актами.
Лица, приравненные к государственным должностным лицам, супруг (супруга) государственного должностного или приравненного к нему лица, близкие родственники или свойственники, совместно проживающие и ведущие общее хозяйство с государственным должностным или приравненным к нему лицом, не вправе:
– принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением государственным должностным или приравненным к нему лицом служебных (трудовых) обязанностей;
– осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы служебной (трудовой) деятельности государственного должностного или приравненного к нему лица, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров.
Законодательными актами для государственных должностных и приравненных к ним лиц могут быть установлены иные ограничения.

Ограничения по совместной службе (работе) в государственных органах и организациях супругов, близких родственников или свойственников

Запрещается совместное прохождение государственной службы государственными служащими, службы сотрудниками Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, являющимися супругами, близкими родственниками или свойственниками, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Ограничение по участию в деятельности органов, осуществляющих функции надзора и контроля в организации.

Руководитель (его заместители), главный бухгалтер (его заместители) организации не могут входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в этой организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Ограничение по управлению долями в уставных фондах (акциями) коммерческих организаций.

Государственные служащие, сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, имеющие в собственности доли в уставных фондах (акции) коммерческих организаций, обязаны в трехмесячный срок после назначения (избрания) на должность либо получения указанного имущества в собственность в период нахождения в должности передать их в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы, службы в Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, военной службы (службы) в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, имеющие в собственности имущество частного унитарного предприятия, обязаны в трехмесячный срок после назначения (избрания) на должность либо получения указанного имущества в собственность в период нахождения в должности принять решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия либо заключить договор купли-продажи предприятия как имущественного комплекса в соответствии с гражданским законодательством.

Лица, не указанные в части первой настоящей статьи, имеющие в собственности доли в уставных фондах (акции) коммерческих организаций, вправе лично либо через иных лиц принимать участие в управлении этими коммерческими организациями.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, заключают с открытым акционерным обществом «Сберегательный банк «Беларусбанк» (далее – доверительный управляющий) договор доверительного управления в соответствии с типовым договором, форма и порядок заключения которого определяются Советом Министров Республики Беларусь.

В типовом договоре должны предусматриваться существенные условия договора доверительного управления в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, настоящим Законом, иными актами законодательства.

Доверительный управляющий при заключении договора доверительного управления обязан требовать от государственного должностного лица заявление, к которому прилагаются копии контракта (договора), решения (приказа, распоряжения, иного акта) соответствующего государственного органа, должностного лица о поступлении (приеме, назначении) на службу.

Размер, форма вознаграждения доверительному управляющему и порядок его выплаты определяются в договоре доверительного управления. Размер вознаграждения не может быть более пяти процентов доходов от находящихся у него в доверительном управлении долей в уставных фондах (акций) коммерческих организаций. При отсутствии указанных доходов вознаграждение доверительному управляющему не выплачивается.

В период нахождения государственных должностных лиц на службе доходы от находящихся в доверительном управлении долей в уставных фондах (акций) коммерческих организаций им не выплачиваются, а учитываются и капитализируются у доверительного управляющего.

Договор доверительного управления расторгается при прекращении службы, а доли в уставных фондах (акции) коммерческих организаций и доходы от них передаются гражданину, прекратившему службу, в течение месяца со дня расторжения этого договора либо иному лицу в соответствии с законодательными актами.

Доверительный управляющий обязан возмещать причиненные государственному должностному лицу убытки в случае невозможности исполнения доверительным управляющим обязательств по возврату долей в уставных фондах (акций) коммерческих организаций и доходов от них.

Споры, возникающие при выполнении договора доверительного управления, разрешаются в судебном порядке.

КОМИССИЯ инспекции Госстандарта по Минской области и г. Минску по предупреждению и профилактике коррупционных нарушений В инспекции Госстандарта по Минской области и г. Минску на постоянной основе действует комиссия по противодействию коррупции. Положение о комиссии по противодействию коррупции утверждено приказом первого заместителя начальника инспекции от 23.01.2023 № 11.

ПОДБОРКА новостей на тему “Соблюдение антикоррупционного законодательства в инспекции Госстандарта по Минской области и г. Минску”