Скоро весна. Пора «переобуваться».
Отделом госнадзора г. Борисова инспекции Госстандарта по Минской области и г. Минску периодически проводятся мониторинги состояния измерений при оказании услуг по шиномонтажу на станциях технического обслуживания автомобилей. На всех СТО выявляются нарушения требований законодательства Республики Беларусь об обеспечении единства измерений.
В связи с отменой в Республике Беларусь с 1 января 2016 года обязательной сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств субъектами хозяйствования ослаблен контроль соблюдения требований законодательства об обеспечении единства измерений при контроле параметров, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации автотранспорта.
За 2022 год и текущий период 2023 года из выборочно проверенных при мониторингах 27 единиц средств измерений, применяемых в сфере законодательной метрологии, не прошли в установленном порядке поверку все 27 единиц, что может привести к недостоверным результатам измерений при контроле условий, влияющих на безопасность движения транспортных средств.
Услуги шиномонтажа всегда востребованы, а в связи с приближением весеннего сезона автовладельцы начнут проводить замену шин. Основным действием при шиномонтаже является проверка диска колеса на его биение, и в случае выявления такового устанавливать шины не рекомендуется. Установка такого диска увеличивает нагрузку на подвеску и рулевое управление автомобиля, вызывает дискомфорт во время движения.
Балансировка необходима при преждевременном износе резины, возникновении биений в подвеске автомобиля, биении руля автомобиля и ходовой системы автомобиля. Автомобиль становится менее управляемым. В общем, биение колеса, связанное с неправильной балансировкой, приводит к череде негативных событий, которые могут повлечь за собой не только износ некоторых деталей, но и могут нести угрозу безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.
Важной составляющей шиномонтажа является затяжка колесных гаек. Неправильное ее выполнение может вызвать ряд нежелательных факторов: чрезмерная затяжка может привести к обрыву шпильки, особенно если она была смазана (стоит помнить, что гайки рассчитаны на затяжку при сухом трении). Категорически запрещается дотягивать гайки «трубой» и другими специальными средствами ‒ для этого имеется динамометрический ключ с возможностью установки строго определенного заводом-изготовителем усилия.
Еще одним важным параметром шин является давление. В большинстве случаев шиномонтажники накачивают колеса по среднему параметру для определенного класса автомобилей, а это не всегда соответствует истинным требованиям и рекомендациям завода-изготовителя. Ведь избыточная деформация покрышки, повышенное давление колеса со временем могут привести к разрыву нитей корта и даже взрыву колеса.
Малое же давление может привести к расслоению структуры резины, особенно при перегрузке автомобиля. При этом во время движения возрастает внутреннее трение колеса, что ведет к перегреву и раннему старению резины. Кроме повреждения покрышки в таком режиме эксплуатации увеличивается вероятность повреждения и преждевременного выхода из строя колесного диска, который на себя будет принимать повышенную динамическую нагрузку, особенно при ударах.
Автовладельцам следует обращать особое внимание на состояние средств измерений, применяемых работниками шиномонтажа, есть ли на средствах измерений знак поверки, если невозможно рассмотреть знак поверки, уточнить, когда средство измерений проходило государственную поверку и, при возможности, посмотреть имеющиеся свидетельства о поверке средств измерений.