Актуально. О качестве обуви.
Результаты контрольно-надзорных мероприятий, проведенных инспекцией в истекшем периоде 2021 года, свидетельствуют о том, что качество обуви, представленной в наших торговых объектах, оставляет желать лучшего. Нарушения требований технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности») по показателям безопасности, маркировке и соблюдению правил обязательного подтверждения соответствия со стороны изготовителей, импортеров, продавцов обуви, к сожалению, не единичны. Причем, в основном, в товарах импортного производства (Китай, Россия, Бангладеш, Индия, Индонезия, Узбекистан, и других).
Среди типичных нарушений при реализации обуви – отсутствие документов о подтверждении соответствия (сертификатов соответствия, деклараций о соответствии), а также несоблюдение требований безопасности. Так, выявлены нарушения, когда прочность крепления деталей низа (подошвы) обуви оказывается в несколько раз меньше установленной нормы. Что касается детской обуви, то чаще всего допускаются такие нарушения, как несоблюдение высоты каблука (для каждого возраста рекомендован свой размер), применение недопустимых текстильных материалов для подкладки в обуви детей в возрасте до 5 лет, содержащих более 20 % химических волокон, а также наличие открытой пяточной части в обуви для детей до 3 лет. Также, одним из наиболее часто встречающихся нарушений в закрытой обуви для детей является наличие деталей подкладки из искусственной кожи. Как правило, такую обувь, в основном, можно встретить на рынках города, а не в торговых центрах и сетевых магазинах.
По-прежнему остается актуальной проблема с маркировкой обуви. Часто отсутствует обязательная информация о стране-изготовителе, производителе и импортере, наименовании и назначении продукции, артикуле/модели, дате производства, гарантийном сроке носки, материалах верха, подкладки, подошвы, условий эксплуатации и ухода за обувью. Обувь не маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза, что является нарушением установленных правил обращения продукции.
Среди вопросов, которые вызывают озабоченность – достоверность информации, заявленной в маркировке продукции. Одним из требований, предъявляемых к маркировке продукции, является то, что она должна быть достоверной, а также читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Проверками часто устанавливаются случаи предоставления недостоверной информации о виде материала подкладки в обуви (заявлено как натуральная кожа, а по факту – искусственная или композиционная кожа). Также, не редки случаи предоставления недостоверной информации о материале верха обуви, или с указанием «экокожа» без соответствующего подтверждения соответствия.
Стоит обратить внимание, что не допускаются указания «экологически чистая», «ортопедическая» и другие аналогичные указания без соответствующих подтверждений (обязательные требования технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС 017/2011, ТР ТС 007/2011)).
Сегодня в торговле появилось много продукции из «экокожи» и это не только обувь, сумки, но и одежда, материал для обивки мебели. Зачастую этот термин используется в качестве рекламы товара, с целью придания ему более привлекательных свойств в глазах потребителя. Для неискушенного потребителя приставка «эко» в продукции воспринимается как экологически чистая продукция. Стандартизированного толкования понятия «экокожа» нет. При проведении контрольно-надзорных мероприятий выявляется, что «экокожа» – это полностью искусственно или синтетически созданный материал.
В любом случае, приобретая обувь из такого материала, следует запросить подтверждающий документ у продавца.
Сейчас наблюдается тенденция к замене натуральных материалов на различные заменители. В первую очередь, для сохранения конкурентоспособной цены обуви.
Отечественные производители обуви всегда отдают предпочтение натуральным материалам. Производство обуви достаточно материалоемкий и энергозатратный процесс, а ценовую конкуренцию на рынке отечественным производителям составляет импортируемая дешевая продукция из Китая, Бангладеш, Индии, Индонезии.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий анализируются и претензии к качеству обуви, предъявляемые потребителями к продавцам продукции. Анализ показывает, что основными причинами возврата обуви являются: отклейка и трещины подошвы, оседание и деформация задника, разрыв материала верха по шву, преждевременный износ подошвы, сладки на подкладке, неприклеенная подкладка, неразглаженные швы внутри обуви, плохое формование, и другие. Эти дефекты не относятся к требованиям безопасности, которые устанавливают ТР ТС, но являются важными потребительскими свойствами и характеризуют качество обуви. Сравнивая представляемые сведения субъектами хозяйствования, подвергнутыми контролю, процент возврата отечественной обуви по указанным дефектам ничтожно мал в сравнении с импортной. Отечественными производителями обувь выпускается в соответствии с государственными стандартами, которыми регламентирована недопустимость таких дефектов, и это – определенная гарантия качества.