Общие требования по охране труда для сотрудников, работающих с офисным оборудованием

Какие требования по охране труда должны соблюдаться до, во время и после окончания работы с офисным оборудованием?

На основании абзаца пятого части второй ст. 9 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» и п. 7.1.5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь постановлением от 14 апреля 2021 г. № 25 (далее – Постановление № 25) утвердило Типовую инструкцию по охране труда при использовании в работе офисного оборудования (далее – Инструкция).

  Согласно утвержденной инструкции, к офисному оборудованию относятся:

  • персональные электронные вычислительные машины (ПЭВМ);
  • копировально-множительная техника;
  • сканирующие устройства, которые анализируя какой-либо объект (изображение, текст), создают цифровую копию изображения объекта.

Какие общие требования должны соблюдать работники при работе с офисным оборудованием?

Инструкцией определено, что при в обязанности работников входит:

  • соблюдение требований по охране труда;
  • поддержание своего рабочего места, офисного оборудования в исправном состоянии, порядке и чистоте;
  • прохождение в установленном законодательством порядке инструктажа по охране труда;
  • забота о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации;
  • исполнение других обязанностей, предусмотренные законодательством об охране труда.

ВАЖНО!

В случае возникновения ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, работник обязан немедленно сообщать о ней работодателю и оказывать ему содействие в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения.

Помимо указанных обязанностей, работники обязаны:

  • выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашением, трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, функциональными (должностными) обязанностями;
  • оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
  • немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя о неисправности офисного оборудования, об ухудшении состояния своего здоровья.

Какие требования необходимо выполнять перед началом работы?

Перед началом работы с использованием офисного оборудования работающему следует:

1. убедиться в достаточном освещении места, где расположено офисное оборудование, при необходимости включить местное освещение;

2. проверить:

  • целостность питающих и соединительных кабелей, разъемов и штепсельных соединений, защитного заземления (зануления);
  • оснащенность рабочего места (места для выполнения работы (оказания услуги) и убедиться в устойчивости положения офисного оборудования на рабочей поверхности;
  • отсутствие видимых повреждений офисного оборудования;

3. протереть при необходимости поверхность экрана видеомонитора сухой мягкой тканевой салфеткой;

4. отрегулировать подъемно-поворотный стул (кресло) по высоте сиденья и углам наклона спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, с учетом роста;

5. включить офисное оборудование в электрическую сеть;

6. расположить клавиатуру ПЭВМ на поверхности рабочего стола;

Примечание:

Клавиатура должна быть размещена на расстоянии 100–300 мм от края, обращенного к работающему, или на специальной, регулируемой по высоте поверхности, отделенной от основной столешницы.

Экран монитора должен быть размещен на оптимальном расстоянии для глаз с учетом отсутствия бликов (отражений) на экране, встречного светового потока.

ВАЖНО:

Перед началом работы с использованием офисного оборудования не допускается:

  • включать охлажденное (принесенное с улицы в зимнее время) офисное оборудование;
  • использовать для подключения офисного оборудования розетки, удлинители, не оснащенные заземляющим контактом (шиной);
  • устанавливать системный блок в закрытых нишах мебели, непосредственно на полу;
  • располагать экраны видеомониторов навстречу друг другу при рядном размещении рабочих столов в целях исключения их взаимного отражения;
  • приступать к работе с ПЭВМ при: мелькании изображения на экране видеомонитора;
  • обнаружении неисправности офисного оборудования, кабелей или проводов, разъемов, штепсельных соединений;
  • отсутствии или неисправности защитного заземления (зануления) офисного оборудования.

Какие требования необходимо выполнять во время работы?

Указанные требования установлены в Главе 3 Типовой инструкции.

Обращаем внимание, что работающий вправе периодически прерывать работу за экраном видеомонитора на регламентированные перерывы, в случае их установления или заменять другой работой с целью сокращения рабочей нагрузки у экрана.

Примечание:

Во время таких перерывов, с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития статического утомления работающему необходимо выполнять физические упражнения и упражнения для глаз.

Что запрещено в процессе работы?

При выполнении работы с использованием офисного оборудования работающему не допускается:

  • работать мокрыми руками и способствовать попаданию влаги на поверхность офисного оборудования;
  • качаться на стуле;
  • прикасаться к панелям с разъемами офисного оборудования, разъемам питающих и соединительных кабелей, экрану видеомонитора при включенном питании; ставить на кабель предметы, натягивать, перекручивать и перегибать его; касаться кабеля (шнура) горячими предметами;
  • загромождать установленные для перемещения проходы;
  • загромождать рабочее место;
  • производить переключения и отключение питания во время выполнения активной задачи, а также частые переключения питания;
  • производить самостоятельно вскрытие и ремонт офисного оборудования;
  • вытирать пыль на включенном офисном оборудовании.

Какие требования необходимо соблюсти по окончании работы?

Необходимо:

  • корректно закрыть все активные задачи;
  • отключить офисное оборудование от электрической сети;
  • осмотреть и привести в порядок рабочее место;
  • при необходимости протереть клавиатуру, мышь, принтер, сканер и поверхности других периферийных устройств;
  • вымыть с мылом руки.

ВАЖНО!

Протирание периферийных устройств производить мягкой тканью с применением специальных средств. Инструкцией также установлено, что работник имеет право отказаться от выполнения порученной работы с использованием офисного оборудования в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности.

Вам может также понравиться...