Декларирование о соответствии – ответственная процедура или пустая формальность ?
При осуществлении контроля за выполнением законодательства об оценке соответствия инспекция Госстандарта по Минской области и г. Минску периодически выявляет декларации о соответствии, принятые субъектами хозяйствования Республики Беларусь с нарушением требований технических регламентов Евразийского экономического (Таможенного) союза (далее – технические регламенты Союза), устанавливающих порядок и процедуры подтверждения соответствия продукции.
Так, при принятии деклараций о соответствии на косметическую и парфюмерную продукцию импортеры зачастую игнорируют требования требования пункта 5 статьи 6 ТР ТС 009/2011 “О безопасности парфюмерно-косметической продукции”, предусматривающие необходимость проведения испытаний, а также наличия перечней ингредиентов, входящих в состав парфюмерно-косметической продукции, и других документов, подтверждающих соответствие товара требованиям данного регламента, для каждого названия продукции одного наименования. Например, декларации о соответствии на воду туалетную принимаются на широкий ассортимент названий (ароматов) на основании протокола испытаний одного образца.
Кроме того, при указании в маркировке потребительской тары “дополнительных” свойств парфюмерно-косметической продукции, таких как “оказывает антимикробное действие”, “от морщин” и т.д., лица, принимающие декларации о соответствии, должны иметь документы, подтверждающие заявленные свойства, а также руководствоваться приложением 13 к ТР ТС 009/2011, определяющим общие критерии обоснованности заявлений, сделанных в отношении потребительских свойств парфюмерно-косметической продукции.
Выявленные декларации о соответствии, принятые с нарушением установленных требований, являются неправомерно принятыми и подлежат прекращению действия.
Следует отметить, что неполнота доказательственных материалов выявляется при анализе документов об оценке соответствия не только в отношении парфюмерно-косметической продукции.
Необходимо обратить внимание заявителей, что законодательством Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность лица, принимающего декларацию о соответствии (предприятия и его должностных лиц), в случае, когда она содержит неполные либо недостоверные сведения, или при фактическом отсутствии необходимых доказательственных материалов, послуживших основанием для ее принятия, или с нарушением требований к составу необходимых доказательственных материалов, или на основании заведомо недостоверных доказательственных материалов, в соответствии с частью 3 статьи 24.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Таким образом, небрежность, отсутствие времени, или нежелание ознакомиться с требованиями технических регламентов Союза в части процедуры подтверждения соответствия может обернуться для заявителя ощутимыми материальными тратами.