Изменения в законодательстве об обращениях граждан и юридических лиц

Статьей 1 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» в редакции Закона Республики Беларусь от 28.06.2022 № 176-З (далее – Закон) определено, что электронное обращение – обращение заявителя, поданное посредством системы учета и обработки обращений.

С 2 января 2023 г. изменяется порядок подачи электронных обращений (посредством системы учета и обработки обращений).

Системой учета и обработки обращений является единая (интегрированная) республиканская информационная система учета и обработки обращений граждан и юридических лиц, то есть информационная система, предназначенная для подачи в государственные органы и иные государственные организации электронных обращений и получения ответов (уведомлений) на них, а также для обработки электронных обращений, ответов (уведомлений) на них, электронных копий письменных обращений, электронных копий ответов (уведомлений) на письменные обращения, иной информации о рассмотрении обращений, об оставлении обращений без рассмотрения по существу. Система учета и обработки обращений располагается на электронном ресурсе обращения.бел.

Рассмотрение электронных обращений, поданных в инспекцию Госстандарта по Минской области и г. Минску осуществляется в соответствии со статьей 25 Закона. Электронные обращения подаются в Инспекцию Госстандарта по Минской области и г. Минску посредством системы учета и обработки обращений и подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом особенностей, предусмотренных названной нормой.

В силу действия указанной статьи Закона предоставление государственным органам и иным государственным организациям, а также заявителям доступа к системе учета и обработки обращений осуществляется бесплатно.

Электронные обращения должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 1, абзацами вторым – четвертым пункта 2 либо абзацами вторым – пятым пункта 3 статьи 12 настоящего Закона:

обращения должны быть изложены на белорусском или русском языке;

обращения граждан должны содержать:

– наименование и (или) адрес организации либо должность и (или) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица, которым направляется обращение;

– фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);

– изложение сути обращения;

обращения юридических лиц должны содержать:

– наименование и (или) адрес организации либо должность и (или) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица, которым направляется обращение;

– полное наименование юридического лица и его место нахождения;

– изложение сути обращения;

– фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения.

К электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться документы в электронном виде, подтверждающие их полномочия.

Суть электронного обращения не может излагаться посредством ссылок на интернет-ресурсы. Текст обращения должен поддаваться прочтению. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

При несоблюдении требований вышеуказанных требований электронное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу в порядке, установленном пунктом 4 статьи 15 Закона.

Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются посредством системы учета и обработки обращений, за исключением случая, когда заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ.

Кроме этого, некоторым изменениям подверглись случаи, в которых должностное лицо организации, поводящее личный прием, а также работники, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием вправе отказать в личном приеме (добавились основания), например когда заявитель применяет технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) без согласия должностного лица, проводящего личный прием, и отказывается остановить их применение, а также в случае непредъявления документа, удостоверяющего личность заявителя, его представителя, а также документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя.

В новой редакции Закона также дополнен перечень оснований для оставления обращения без рассмотрения по существу, а именно:

письменное обращение может быть оставлено без рассмотрения, если обращения содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение,

а устное в свою очередь – если заявитель применяет технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) без согласия должностного лица, проводящего личный прием, и отказывается остановить их применение; обращения содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение.

С изменениями и дополнениями можно ознакомиться путем обращения к информационно-правовым системам.

Читайте также: