О некоторых вопросах соблюдения антикоррупционного законодательства

21 марта 2019 года инспекцией Госстандарта по Минской области и г. Минску организована и проведена встреча с судьей Минского городского суда Ананич Еленой Николаевной.

В ходе проведенного мероприятия рассматривались вопросы соблюдения антикоррупционного законодательства.

Так, было обращено внимание, что базовым нормативным правовым актом антикоррупционной деятельности в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». В рамках реализации требований указанного Закона утвержден перечень коррупционных преступлений, к которым относятся: хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК), легализация (отмывание) материальных ценностей, приобретенных преступным путем (ст.235 УК), злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст.424 УК), бездействие должностного лица (ст.425 УК), превышение власти или служебных полномочий (ст.426 УК), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.429 УК), получение взятки (ст.430 УК), дача взятки (ст.431 УК), посредничество во взяточничестве (ст.432 УК).

Во время выступления была приведена статистика судебной практики по преступлениям против интересов государственной службы.

Было доведено к сведению, что субъектами таких правонарушений являются должностные лица, а также отметила, что должностными лицами являются не только государственные служащие, но и лица, выполняющие организационно-распорядительные обязанности, административно-хозяйственные обязанности, а также лица, уполномоченные на совершение юридически значимых действий.

Особое внимание было уделено такому преступлению как получение взятки, предусмотренное статьей 430 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Было отмечено, что взяткой является получение для себя или близких вознаграждения за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий.
Исходя из судебной практики в основном лицу, осужденному за взятку, назначается наказание в виде лишения свободы.

Ответственность за преступления против интересов службы достаточно строгая. По многим делам назначались дополнительные наказания в виде конфискации имущества и лишении специального права.

Лишение права занимать определенные должности препятствует, впоследствии трудоустроиться, поскольку в государственную структуру не принимают лиц, осужденных за преступления против интересов службы, а работа в иной организации не должна быть связана с той деятельностью, в связи с которой было совершено преступление.

Кроме того, в целях искоренения коррупционных проявлений государственных служащих ст.24 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 №305-З «О борьбе с коррупцией» установлена норма о не назначении (в случае ее назначения – невыплаты) пенсии за выслугу лет государственным служащим, совершившим в период прохождения государственной службы тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы.

Подводя итог встречи начальник инспекции Госстандарта по Минской области и г. Минску Романовский Александр Анатольевич выразил благодарность за содержательное выступление перед сотрудниками инспекции судье Минского городского суда Ананич Елене Николаевне и еще раз обратил внимание присутствующих на необходимость строгого выполнения требований антикоррупционного законодательства, а также Директивы Президента Республики Беларусь №1  от 11 марта 2004 г. «О мерах по укреплению общей безопасности и дисциплины».

Читайте также: